44% взрослого населения отрицательно относятся к отмене классических экзаменов и поступлению в вузы на основе ЕГЭ. А вот молодежь, наоборот, относится к ЕГЭ положительно. При этом самая большая доля противников ЕГЭ среди москвичей (65%). В городах же с численностью населения до 100 тыс. человек количество противников и сторонников ЕГЭ одинаковое (41%).
О плюсах и минусах ЕГЭ споры идут давно. Высшие руководители говорят о том, что у данной системы оценки знаний больше плюсов, чем минусов. Население же не так позитивно оценивает тестирование. Однако незыблемым остается тот факт, что концепция ЕГЭ несовершенна, и модернизировать ее нет смысла. Должна быть создана и реализована принципиально новая система выпускных экзаменов, которая бы позволила не просто подбирать ответы на заданные вопросы из числа предложенных, но и проявлять свои творческие навыки, анализировать и обобщать изученный материал. Конечно, искоренение старой экзаменационной системы позволило частично избавиться от коррупционной составляющей, но ожидаемый результат не был достигнут. Второй плюс данной системы – это демократизация. У абитуриентов из регионов России появился реальный шанс получать высшее образование в ведущих вузах страны. Но вместе с плюсами существует и большое количество минусов, один из которых – подмена целей общеобразовательных учебных заведений. Теперь все сводится к подготовке к тестированию, так сказать к "натаскиванию к ЕГЭ". Вследствие этого ученики попросту деградируют, со временем у них вырабатывается бессистемное мышление.
О том, почему у системы ЕГЭ больше противников, чем сторонников, и как подобная система оценки знаний сказывается на дальнейшей профориентации выпускников школ высказывают свою точку зрения руководители региональных отделений партии "РОДИНА":
Руководитель регионального отделения партии "РОДИНА" в Ярославской области Александр Миклин:
- Почти 50 лет назад ЦРУ предоставило доклад на имя президента Кеннеди, в котором говорилось следующее: "Если США и проиграют когда-то войну СССР, то только потому, что в СССР лучшая в мире система образования". Я не сторонник слепо копировать как опыт СССР, так и современный западный опыт. Любые крайности, безусловно, отодвигают нас от оптимального сценария в сфере образования. Как мне кажется, Министерство образования могло бы "сшить" опыт и советской образовательной системы, и те новации, без которых нельзя развивать образование в современном мире.
ЕГЭ или экзамен - это уже частности, производная от той методологии, которую мы должны заложить в образование современной России. Вариантов может быть множество. К примеру, введение в ЕГЭ устных частей; проведение части экзаменов в виде ЕГЭ, а части - в традиционной форме. Бесспорным остается только одно: сегодня у нас нет единой концепции образования, принятой и обществом, и правительством.
Руководитель регионального отделения партии "РОДИНА" в Калининградской области Дмитрий Новик:
- То, что происходит в сфере российского образования, человека грамотного и образованного устраивать никак не может. Согласно статистике, большая доля противников ЕГЭ среди жителей городов-миллионников, и это объясняется тем, что там проживает наибольшее количество образованных людей.
Я считаю, что традиционная система оценки знаний выпускников учебных заведений гораздо ценнее слепого заполнения таблиц с предложенными вариантами ответов. Тестирование не учит мыслить, анализировать и делать выводы, оно всего лишь учит подбирать ответы. Вместо того чтобы проявлять себя и демонстрировать уровень полученных знаний, выпускники просто-напросто разгадывают кроссворд.
Что касается вузов, то там тоже сложилась не лучшая ситуация – вовсю шагает так называемый Болонский процесс. Это явление поистине ужасно, поскольку помимо всего прочего снижает количество часов, уменьшает умственную нагрузку на студентов. Большая часть занятий становится необязательной и переходит в раздел самоподготовки. Снижение количества проведенных студентами часов в образовательных аудиториях не только портит качество образования, но и лишает их возможности дополнительной социализации: общения со сверстниками, заимствования опыта у преподавательского состава. Введение всех этих новомодных систем приводят к тому, что процесс обучения становится механическим, исключающим элементы творчества. Учеба в вузах в итоге сводится к бесконечной череде тестирований и проверок.
Следующим шагом в нашей стране станет то, что люди будут знать только свою профессию, а понятие общая эрудиция и широкий кругозор уйдут в далекое прошлое. Россия и так уже уступила место лидера в рейтинге самых читающих стран, а дальше и вовсе будем отставать по уровню развития населения.
Не стоит забывать о том, что мы имеем сейчас – это задел на будущее. Если в ближайшее время кардинально не изменить ситуацию в системе образования и не остановить разрушающие ее процессы, на выходе мы получим страну с населением, состоящим из слабообразованной и узко обученной серой массы. Я такого своим детям не желаю…