У сербов есть поговорка: "На небе Бог, а на земле – Россия". Вот так, с небесным Отцом и земной Матерью-Россией в славянском сердце, живет этот народ, который мы, русские, ласково называем братушками. В этом слове чувствуются искренние любовь и уважение, неразрывное кровное родство и духовное православное единство. И готовность во все времена постоять за други своя. И когда в последнее десятилетие XX века прекрасная цветущая Югославия заполыхала войнами – в Боснии и Герцеговине, Хорватии, Косово и Метохии, Македонии, – на помощь сербам отправились десятки тысяч добровольцев из России и других регионов бывшего СССР. Поехали сами, вопреки либеральной пропаганде и даже "либеральным" законам. Кто-то вернулся, а кто-то остался там навсегда, вместе со своими братьями по крови и духу, по вере и по оружию. Эти годы остались и в нашей национальной памяти, и в культуре. Сняты документальные и художественные фильмы, написаны библиотеки книг про югославские войны. Многое рассказал о тех событиях писатель и политик Эдуард Лимонов. Например, в своей книге с сербским названием "Смрт". Он тоже был русским добровольцем, правда, приехавшим не из России, а из Франции, где жил тогда.
Что еще, кроме чувства справедливости, желания помочь братскому народу в его борьбе с вековым западным врагом и благородного духа искателей приключений, влекло на пылающие окровавленные Балканы всех этих людей, наших соотечественников, Лимонова и многих других? Что ведь было еще, нечто очень важное. Я скажу. Это была любовь к потерянной Родине. Для одних – к небесному идеалу Святой Руси, для других – к вполне земному Советскому Союзу. Как и сербы, мы тоже переживали тяжелую и кровавую трагедию распада своей страны. Желая помочь сербам, мы также стремились хотя бы на моральном уровне исправить непоправимое, вернуться в Историю как свободные и деятельные люди, остановить и опрокинуть общего врага. Сражаясь за Сербию, русские добровольцы бились и за Россию. Не за ту, опустошенную и подавленную резервацию, устроенную либералами и банкирами под руководством американских боссов для выкачивания ресурсов на Запад. А за настоящую – сильную и свободную Россию, жившую в сердцах патриотов. Когда много позже Лимонов в российской тюрьме писал свою книгу "Другая Россия", он вспоминал и о Балканской войне, о своих сербских товарищах по борьбе за свободу. Когда весной 1999 года натовская авиация начала бомбить мирные сербские города, в Москве народ взял в стихийную осаду "бастион" НАТО – посольство США. Тогда не было интернета и мобильных, люди организовались сами, как и добровольцы. Просто стекались живыми негодующими потоками со всех концов российской столицы, приезжали и из других мест. Шли молодые и старые, политические активисты и равнодушные к политике обыватели, группами и поодиночке.
Никто никому ничего специально не объяснял. Все видели по телевизору кадры нападения НАТО, этого международного Левиафана, на Югославию и, прежде всего, именно на сербские земли. И все понимали: наших братушек постигла новая большая беда… После событий 1993 года никогда больше в Москве не было столь многочисленных акций народного протеста. Разумеется, никто не согласовывал с властями стихийные митинги у американского посольства, перекрывшие на несколько дней Садовое кольцо. Но и власти не решились на разгон, понимая настроения людей, их ярость и гнев. А потом и совершили наконец-то Поступок: отдали приказ российским десантникам-миротворцам совершить марш-бросок на Приштину и занять стратегически важный аэродром Слатина, опередив силы Североатлантического альянса. Эта спецоперация остановила бомбардировки. В НАТО не решились на открытый военный конфликт. Так что Косовская война повлияла и на современную Россию, заставив ее власть меняться, эволюционировать, впервые осознать национальные и геополитические интересы нашей страны, сопротивляться глобалистской диктатуре Запада. Телевизионные кадры, на которых солдаты НАТО пишут на своих бомбах "Счастливой Пасхи", в свое время обошли мир. Но, пожалуй, только в Сербии и России по-настоящему поняли их чудовищный смысл.
Запад содействовал распаду Югославии, как до этого — разрушению СССР, поддерживал все антисербские силы, убивал сербов не только по геополитическим или экономическим соображениям. Это война носила и религиозный характер. Для католического и протестантского Запада сербский бастион Православия на Балканах всегда был как кость в горле. Поэтому, сбрасывая на головы православных сербов смертоносные болванки, они издевательски, в духе маньяков-убийц, желали им "счастливой Пасхи". И Сербия с Черногорией были разделены по этой же причине: надо было разъединить сербскую нацию, ослабить ее православное единство, взорвать духовный мост на Восток, к Матери-Руси, разрушить исторические и религиозные связи южных славян и православных россиян. В этом все дело, весь сатанинский смысл "крестового похода" НАТО на Балканах. Но Сербия по-прежнему держит оборону, ведь когда Бог на небе, а Россия на земле, иначе нельзя. Сербские братушки не остались в долгу. Когда беда пришла на русский Донбасс, когда восстал русский Крым, и Россия готовилась принять крымчан в свои материнские объятия, добровольцы из Сербии приехали помочь нам. Немало их я видел в те славные дни Русской весны 2014-го. Сербия – земная дочь Святой Руси. И все мы – русские и сербы – тоже дети Матери-России. Поэтому — братушки. Братья и сестры. Навеки вечные. А сегодня православные вновь встречают Пасху Христову. В очередные смутные времена, когда бушует коронавирус, а мировые СМИ бомбят мозги людей снарядами паники и страха. Но мы верим, что выстоим в войне с любым врагом, победим смерть в любом обличье и где бы то ни было – в Сербии, России, везде. Ведь Христос воскрес! И в этой нашей общей вере – высшая свобода.
Член Бюро Президиума партии "РОДИНА", директор Института свободы Федор Бирюков - специально для Балканист.ру