9 мая в ходе своего визита в Приднестровье вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин посетил строительство социальных объектов на средства российской гуманитарной помощи. Сопровождали вице-премьера депутат ГД РФ, председатель партии "РОДИНА", учредитель АНО "Евразийская интеграция" Алексей Журавлёв и директор АНО "Евразийская интеграция" Александр Аргунов. После мероприятий Дмитрий Рогозин в рамках брифинга ответил на вопросы СМИ.
СМИ: Почему вы в этом году отказались от визита в Кишинёв, и что вы можете сказать по поводу обращения ряда общественных организаций Приднестровья к правительству России относительно признания ПМР?
Рогозин: Мы информировали Кишинев о моем приезде через посла, мы все сделали во время, в соответствии с правилами дипломатического этикета. Мне сообщили, что молдавское руководство отдыхает, хотя знали, что я приезжаю. Тем не менее, думаю, что завтра перед моим отъездом у нас будет возможность встретиться с молдавским правительством хотя бы для того, чтобы обменяться впечатлениями о поездке в Приднестровье. Мы приехали в Тирасполь по всем известному поводу. Хотя в Кишиневе считают, что время приезда - 9 мая, неподходящее. Хотя по моему мнению – это время самое подходящее, поэтому я тут. Хочу поздравить с Днем Победы не только жителей Приднестровья, но и Молдовы, потому что в прошлом году на 9 мая центральная площадь Кишинева была забита людьми.
По второму вопросу, Российская Федерация в курсе о референдумах, которые проходили на территории Приднестровья. Оба они были связаны с возможностью интеграции Приднестровья в Российскую Федерацию. Мы знаем, что на них был высокий уровень голосования, почти под сто процентов. Мы знаем, что сбор подписей еще не закончен, и при этом мы знаем с вами о статусе России в качестве миротворца. Но это очень сложный вопрос, все зависит от того, как будет развиваться жизнь. Если говорить в целом, в международной практике, есть безусловно приоритет права на территориальную целостность, и ему отдается особое уважение, но за одним исключением, когда нависает угроза за жизнь и безопасность граждан, проживающих на этой части страны, когда право нации на самоопределение – это выше, чем право на интегральную целостность. Это произошло и, к сожалению, и к радости одновременно в Крыму. Когда была угроза населению, причем угроза физической расправы, и тогда Россия приняла историческое решение о воссоединении с Крымом. Но все зависит от того, как будет развиваться жизнь, если будет мир и безопасность, то миротворческая роль России будет такой, какой она должна быть.
Еще хочу добавить. Это не столько относится к Приднестровью, сколько к Украине. Вы знаете, что недавно Федеральное собрание РФ приняло закон о гражданстве. Там есть очень важные поправки, связанные с ускорением процедуры выдачи гражданства представителям русского населения. Я вот практически на месте не сижу, все время нахожусь в поездках по российским крупным предприятиям – у нас огромное количество граждан Украины проживает и работают на российских предприятиях. Ведь украинская промышленность по сути дела встала и находится в полном коллапсе и сотни граждан Украины подают заявления о приобретении гражданства. Это не крымчане – это жители самых разных областей Украины. Могу сказать, что на территории Российской Федерации работают 700 тысяч граждан Молдовы. Вот в этом парадоксальность ситуации, когда некая такая кишиневская политическая элита топает в сторону Брюсселя и считает, что там будет хорошо, а остальная часть молдаван , которая не сравнима с той частью, что работает на западе, работают в России и думают, что тоже могут воспользоваться этим российским законом. В этом самый главный парадокс исторического момента. Мне кажется, что власть является народной тогда, когда она принимает решения в соответствии с чаяниями собственного народа. Чаяния молдавского народа – это быть вместе с Россией возможно в рамках евразийской интеграции, вместе в одном культурном пространстве. А идти на третьих ролях и за кем-то по пятам за странами Европейского союза – рано или поздно все встанет на свои места, все акценты будут расставлены, но к сожалению, будет потрачено время. Я думаю, что впереди у Молдовы очень важное решение – подписание соглашения об ассоциации с ЕС. Мы прямо предупреждаем о самых сложных последствиях, к которым это может привести Молдову и молдавский народ, мы категорически против того, что в этот процесс не приглашается Приднестровье и против экономической блокады, которая угрожает Приднестровью. Конечно, Россия будет предпринимать действия тем, чтобы обеспечить полную жизнеспособность Приднестровья и нормального качества жизни, но еще раз повторюсь, это вопрос политической элиты – мы должны действовать согласно чаяниям народа. Моя рекомендация, ее можно принимать или не принимать – думаю, что такого важного рода решения, как ассоциация с Евросоюзом, нужно принимать по итогам выборной кампании. Вот будут выборы и собственно это будет некий плебисцит – голосование за партии, которые за или которые против данного решения. Россия будет рада Молдове в рамках наших оперативных связей. Мы любим наших православных молдаван, мы не видим здесь никаких проблем, но у нас есть проблемы с политэлитой, которая лично для себя решила смотреть на Брюссель.
СМИ: Как влияет ситуация на Украине на строительство социальных объектов в ПМР?
Рогозин: Нам тут доложили, что троллейбусы, которые сегодня переданы ПМР, успели пересечь границу Приднестровья и Одесской области буквально за три часа до введения блокады, поэтому приходится работать в таком режиме. Для столь масштабного строительства требуется не только бетон, щебень и тому подобное, что можно найти в карьерах Приднестровья, потом потребуется и оборудование. Ведь вот этот центр без оборудования – это просто коробка. Поэтому для нас сейчас крайне важно обеспечить через уже не виртуальную блокаду все необходимое оборудование для оснащения садиков, школ и особенно медицинских учреждений - для того, чтобы они могли функционировать в полном объеме. И, конечно, вся эта ситуация влияет на людей, отвлекает от работы, но тем не менее представители строительной организации сами утверждают, что они с графиками справляются, а мы будем проверять и качество этой работы, и сроки. И поскольку АНО "Евразийская интеграция" обещает сдать объекты в конце этого года, я обещаю приехать в начале следующего года на все это посмотреть. С нашей стороны финансирование выполняется, поэтому вполне можно сказать, что процесс уже налажен. Объекты выбраны таким образом, чтобы у народа Приднестровья появилось больше надежды на мирную жизнь. Детские сады, школы, больницы – все это то, что связано с поддержкой в людях оптимизма и уверенности в будущем, что здесь можно жить, рожать детей, строить и не на один день, а на долгое время. Я когда докладывал президенту Российской Федерации о той работе, которая ведется АНО "Евразийская интеграция", она нашла у него полную поддержку именно в этом ключе - мы не тюрьмы здесь строим и не майдан разрушаем, а строим то, что связано с будущим.
Евгений Шевчук, Президент ПМР: Безусловно, сложности есть, перемещение по Украине с товарами небезопасно. Практически, если у соседа происходит дестабилизация обстановки, то у нас прерывается коммуникация. К тому же применяется ряд мер, чтобы дискредитировать Приднестровье. Все объекты строятся очень быстро, очень качественно, в очень сжатые сроки и они представляют собой высокотехнологичные объекты с новым современным оборудованием, в котором безусловно нуждаются наши граждане. Поэтому прямо здесь на площадке хочу поблагодарить строителей, всех должностных лиц России, при помощи которых удается реализовывать данную программу.
СМИ: Расскажите о планах на будущее между Россией и Приднестровьем?
Рогозин: Я думаю, что вы видите, что помощь идёт по нарастающей, и сейчас правительство Приднестровья работает в теснейшем контакте с российским правительством. Мы прекрасно понимаем те ограничения, которые накладывает международный статус на Россию. Но мы прекрасно понимаем и другое - что надо помогать соотечественникам, здесь очень много наших граждан, здесь очень много людей, которые проголосовали за Россию. Для нас это тоже не пустой звук, мы с уважением относимся к этим решениям, и поэтому мы будем оказывать помощь взаимодействию между Россией и Приднестровьем, как взаимодействует министерство с министерством, регион с районом, парламент с парламентом – по сути дела, некая шефская помощь. Мы взяли это шефство и не дадим его в обиду, потому что здесь живут наши соотечественники, родные и близкие нам люди. Но при этом есть некие ограничения, есть определенный темп развития ситуации, мы реалисты и мы уважаем этот темп и эти ограничения.