Алексей Лаптев – президент спортивно-патриотического клуба "Ураанхай", председатель регионального отделения политической партии "РОДИНА" в Якутии, руководитель рабочей группы "Власть и общество" Общероссийского народного фронта в РС(Я) – для портала "Саха-Life".
– Произошедшие изменения в органах исполнительной власти республики своевременные и выглядят в целом позитивно. Мне хотелось бы остановиться на созданном Министерстве по развитию гражданского общества, наиболее обсуждаемой сегодня инициативе Главы республики.
С созданным более года назад в структуре исполнительной власти Департаментом по развитию гражданских инициатив мы только наладили отношения, начали работать в совместном русле. И тут его упразднили. При этом оказались не совсем понятны функции нового органа исполнительной власти. Первоначальный спектр его деятельности настолько широк, что создаются сомнения в его полноценной работе.
На мой взгляд, необходимо было создать независимый центр или институт по выявлению, прогнозированию проблем в формировании гражданского общества. Исполнительный орган в лице министерства выступает в данном случае как некий надзорный орган. Так ли уж он необходим в республиканском масштабе?
Между тем демократизация, развитие гражданского общества – не одномоментный акт, а перманентный процесс, для успешного течения которого должны быть созданы адекватные предпосылки. Кое у кого гражданское общество отождествляется с государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда ч`тко выявляется необходимость понимания всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и потенциальных возможностей. Во многих высокоразвитых странах существуют полноценные гражданские общества, а вернее будет сказать, эти страны достигли такого уровня развития благодаря сформировавшемуся гражданскому обществу, которое вывело их на путь общественного прогресса. От активности, правосознания, самоорганизации гражданского общества во многом зависят показатели уровня жизни в целом. Поэтому нашей стране следует учитывать опыт государств, которые достигли в этой области сравнительно больших результатов. Создание открытого демократического гражданского общества, общества, опирающегося на право, ответственность и предприимчивость граждан стоит в ряду важнейших фундаментальных задач в нашей стране в силу дальнейшей демократизации общественной жизни.
Идеология открытого гражданского общества основывается на взаимном признании приоритетов прав человека и интересов всех гражданских институтов. Этому способствует рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений. Возможен ли процесс руководства этим направлением со стороны государственной власти? Сомневаюсь.
Также вызывает недоумение такой факт: куда делся такой важный государственный элемент, как национальная политика, которая, к сожалению, в республике рассматривается в аспекте развития и поддержки только национальных общин. Между тем в стране действует Стратегия развития государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная указом Президента Российской Федерации в декабре 2012 года. Там все пункты чётко прописаны. Кстати, ещё один из "майских" указов президента посвящён вопросам обеспечения национального согласия в стране.
Как бы то ни было с созданием министерства по развитию гражданского общества шаг в этом направлении сделан. Остается надеяться, что сейчас, в период становления нового органа исполнительной власти, будет проведена вдумчивая работа по уточнению содержательной деятельности ведомства, в том числе с учётом мнения общественных организаций и движений.