Председатель Совета регионального отделения партии "РОДИНА" в Калужской области Владимир Козарь рассказал о будущем российской авиации газете "Весть". Предлагаем вашему вниманию материал газеты:
Ещё в 2011 году наша страна вышла в мировые лидеры по авиакатастрофам. И после каждой аварии, вместо того чтобы менять систему организации летной работы, начали останавливать эксплуатацию самолётов российского производства. Хотя у комиссий, занимавшихся расследованием причин инцидентов, по ним не было ни одного замечания - потому что имел место пресловутый "человеческий фактор".
Кризис в отечественной авиации назревал давно, причём он затронул все сферы - и производство самолётов, которое в гражданском секторе катастрофически упало, и двигателестроение, и подготовку кадров, и саму организацию полётов. Во многом этому способствовало странное лоббирование закупок западной техники в ущерб собственным авиапроизводителям, неразумные и фантастические траты на разработку новых самолётов, на 80 % состоящих из импортных комплектующих.
Только западные санкции заставили взглянуть на проблемы русской авиации всерьёз. Только сейчас голоса специалистов - учёных, конструкторов, авиаторов – наконец оказались услышаны. И тут выяснилось, что рецепты выхода из кризиса имеются - нужно только наладить межотраслевое сотрудничество.
Об этом наш сегодняшний разговор с начальником Калужского лётно-технического училища Владимиром Козарем, который возглавляет Совет регионального отделения добровольческого движения особого назначения в поддержку армии, флота и оборонно-промышленного комплекса, участвует в деятельности Общероссийского движения "Народный фронт". А ещё Владимир Константинович активно и тесно работает с представителями авиапрома, с ведущими отечественными учёными и конструкторами, с Военно-промышленной комиссией под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина.
КАЛТУ 2.0. Перезагрузка
- Я рад тому, что в стране начали понимать: у нас до сих пор лучшая авиатехника в мире. Иначе тот же Пентагон не приобретал бы наши вертолёты для Афганистана - их "Сикорские" в высокогорье просто "не тянут", - говорит Козарь. - Ещё очевидный факт. Согласно статистике, у самолётов КБ Туполева, Антонова, Илюшина, Камова самый низкий в мире показатель аварийности. До сих пор мы пользуемся наработками и гениальными идеями наших отцов и дедов, которые ещё в 60-е годы прошлого века говорили о том, к чему мы только-только подходим. Это приводит в восторг и трепет. Как далеко вперёд смотрели эти люди!
На дорогах неисповедимых мы искали тех, кому с нами по пути. И судьба свела нас с достаточно серьёзными разработчиками и эксплуатантами.
Конечная цель - чтобы путь от идей, прорывных разработок до их внедрения в массовое производство был максимально коротким, чтобы была возрождена система подготовки авиационных кадров, чтобы каждый выпускник авиационного училища или вуза оказался востребован.
Так мы сформировали кооперацию, куда, в частности, вошли Авиапромсервис и Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет), ещё в 1999 году попавший под американские санкции как "организация, способствующая разработке оружия массового уничтожения в других странах". И сегодня мы готовы заявить о том, что, в частности, наш проект возрождения КАЛТУ стал реализовываться. Буквально на днях, выработав заранее чёткий план действий, мы смогли защитить его перед инвесторами, готовыми работать в формате государственно-частного партнёрства и вкладывать в наш проект серьезные средства. Меморандум о сотрудничестве согласован и утверждён, в настоящее время уже подписаны инвестконтракты.
Параллельно мы заключили с Московским авиационным институтом - Национальным исследовательским университетом соглашение о создании в России двухуровневой системы подготовки. Первой её ступенькой станет собственно КАЛТУ, второй - МАИ. Те, кто пройдёт отбор при поступлении и получит специальность в училище, смогут затем продолжить свой профессиональный рост уже на базе Московского авиационного. По сути, КАЛТУ, МАИ и ряд авиационных структур станут единым целым.
Но сначала предстоит решить проблему с учебной базой. Капремонт 80% имеющихся у КАЛТУ площадей, по предварительным оценкам, обойдётся дороже нового строительства, ведь самое "свежее" здание у нас - образца 70-х годов. Отмечу сразу, грядущие немалые траты наших партнёров-инвесторов не испугали, поскольку они, по их же собственным словам, «реконструировали объекты и пострашнее». Как говорится, глаза боятся, а руки делают.
Наши задачи и главная цель - чтобы КАЛТУ не только готовило профессионалов для государственной и гражданской авиации, но и участвовало в реализации общероссийских авиационных проектов, имея при этом крепкую материально-техническую базу. Собственно, она уже создаётся как бы параллельно - я имею в виду строительство в Грабцеве международного аэропорта.
К счастью, то, что мы ещё год назад обсуждали только в кулуарах, начало реализовываться на практике. Буквально на днях в Москве состоялось очень серьёзное совещание по проблемам авиапрома, в котором я участвовал. Пути выхода из кризиса намечены. И, что немаловажно, Калужское лётно-техническое училище может занять в планах возрождения отечественной авиации своё достойное место. По праву, замечу. Ведь училище наше – одно из старейших в России, у него славная история. Оно начиналось с планерной школы в крымском Коктебеле еще 1923 году, через которую прошли знаменитые конструкторы Антонов и Королёв…
До недавнего времени КАЛТУ готовило технический персонал для авиации по трём направлениям. Выпускники нашего училища очень востребованы, многие из них служили и служат в ВВС, работают в аэропортах Шереметьево, Домодедово, Внуково.
Винить кого-то в том, что КАЛТУ перестало ковать авиационные кадры для страны, не стоит. Просто в стране с 90-х менялась социальная система, иногда слишком болезненно для ряда отраслей промышленности и организаций, крепко досталось и системе ДОСААФ.
За последние четыре года, доказывая во многих высоких кабинетах нужность КАЛТУ, мы добились хотя бы того, чтобы нас услышали. И когда это произошло, наступил второй этап. Мы всерьёз заговорили о кооперации. Нельзя допустить ситуации как со многими другими вузами и средними специальными учебными заведениями, когда выпускники по окончании оных выходят, по сути, в никуда. Мы хотим создать замкнутый "безотходный" цикл, и эта идея была озвучена на Военно-промышленной комиссии 20 марта прошлого года в Москве.
Планы на будущее
- Пока не могу озвучивать все наши задумки, но о некоторых скажу. Мы планируем создать в Калуге инфраструктуру, которая будет заниматься авиаремонтами, и не только ими. Кооперация намечается интересная. Например, на территорию нашей области готовы перенести свои мощности некоторые авиаремонтные заводы (на первом этапе - частично). Причём не только российские, но и стран СНГ.
Есть вполне реальные задумки, и проведены переговоры с рядом авиационных конструкторских бюро по сотрудничеству относительно расширенной линейки семейства вертолётов и самолетов, по их модернизации и налаживанию сборочного производства, что поможет найти решение проблем, связанных с восстановлением региональных перевозок и развитием "малой" авиации. У отечественных разработчиков есть прекрасные машины, имеющие очень большой потенциал для глубокой модернизации, который позволит улучшить лётные характеристики и значительно снизить расход топлива. Возможно, новые двигатели, авионику и кабины на них будут производить и собирать именно в Калуге и на нашей базе.
Но всё, повторюсь, упирается в кадры, и здесь нельзя не вспомнить знаменитую сталинскую фразу на сей счёт. Можно иметь уникальные разработки, но для их реализации в серии требуются специалисты. С кадрами сейчас дефицит, поэтому их нужно не только готовить, но и возвращать в строй старых "бойцов". Надеюсь, что однажды удастся вернуть калужан с московских аэродромов домой, а при успешном решении социальных вопросов, возможно, к нам переедут специалисты из Белоруссии, Казахстана, с Украины, наконец.
Вот почему мы с инвесторами рассматривали и вопрос развития "социалки". Потому что хороший специалист - штучный товар. Одними обещаниями и деньгами его в Калугу не заманишь. Ему ещё нужно дать хорошее жильё, создать все условия для работы и отдыха его семьи.
Придумано в России
- Россия всегда славилась талантами с их неожиданными подходами к решению тех или иных задач. И таким людям нужно всячески помогать. Вот почему вице-премьер Дмитрий Рогозин настоял на том, чтобы было создано Агентство стратегических инициатив. Сегодня все авиационные силы страны объединяются. Результаты уже есть.
Ведутся успешные разработки по новым видам топлива. Как уже сообщала ваша газета, калужские изобретатели, наши соратники, придумали новый тип двигателя внутреннего сгорания, позволяющий при тех же габаритах и меньшей массе увеличить его мощность на 100-150%. Двигатель этот найдёт достойное применение не только в авиации, но и в автопроме, на железнодорожном и водном транспорте, в энергетике. (Дело теперь – за надёжной защитой интеллектуальной собственности со стороны государства, иначе разработку могут украсть и растиражировать под другими, совсем не российскими брендами.)
Ещё один факт. Мои коллеги и партнёры представили уникальную разработку системы мониторинга воздушного судна в режиме реального времени. Она позволяет экипажу контролировать состояние всех узлов и агрегатов воздушного судна в полёте в режиме реального времени. Эти же данные контролируются и обрабатываются операторами на земле и записываются, причём информация идёт по трём защищённым каналам. Когда на двух авиационных выставках данная разработка была представлена "в металле", авиационная общественность проявила к ней серьезный интерес, думаем, что исследования в данном направлении продолжатся…
И тут интересно ещё вот что. Действующую установку предполагается перевезти в Калугу, а затем на её базе смонтировать первый центр авиамониторинга. Сначала мы оснастим соответствующим оборудованием воздушные суда наших партнёров из Подмосковья и покажем всем, на что способна система. "Вот эта точка на экране радара, - скажем мы, - воздушное судно, находящееся там-то, на такой-то высоте, движущееся с такой-то скоростью. А вот - информация об экипаже, состоянии силовых установок, электроники и других систем воздушного судна… И многое другое…"